Нужен ли в школах курс «цифрового ОБЖ»?

13 июня 2013 в 11:00
Источник: Мнения.ру
Тема: Уроки безопасного интернета

Единый государственный экзамен по информатике не стал непреодолимым испытанием для большинства выпускников школ, решивших его сдавать. Согласно официальным данным, из 55 тысяч одиннадцатиклассников, выбравших этот предмет для ЕГЭ, провалилось чуть более 4 тысяч (7,3%). Такую статистику можно сравнить с другими подобными предметами, которые обязаны сдавать не все ученики, а лишь те, кто хочет поступить в специфические вузы, — биологией (6,4% не справились с заданием) и историей (8,9%). В то же время ЕГЭ по русскому языку, который вынуждены сдавать все выпускники, не смогли преодолеть всего 2,2% абитуриентов.

Задание по информатике выявляло знания по логике, умению структурировать данные в условиях существующих файловых систем, работать в различных общепринятых программах, а также понимание некоторых базовых принципов работы программной составляющей современных вычислительных машин. Очевидно, что для абитуриентов, рассчитывающих связать свою жизнь с IT-сферой или кибернетикой, такие знания необходимы. Однако для тех учеников, которые не собираются в дальнейшем работать над созданием программ и различных устройств, управляемых «искусственным интеллектом», эти знания будут полезны лишь для общего образования, компьютером в XXI веке можно пользоваться и без них. Современные интерфейсы позволяют взаимодействовать с компьютерами людям, не понимающим разницы между файловыми системами FAT и NTFS.

Однако даже перед рядовым пользователем ПК сейчас встают определенные трудности, способы преодоления которых известны далеко не всем, хотя их никто и не скрывает. В XXI веке компьютер в большинстве случаев уже нельзя рассматривать как самостоятельную вещь, он уже не существует в отрыве от интернета, который помимо многочисленных достоинств несет в себе и определенные угрозы. Для того, чтобы нормально работать в этой потенциально опасной среде, каждому пользователю, особенно такому любопытному, как ученик школы, нужно понимать, как работает сеть, и знать правила поведения в ней.

Если же человек лишен такого понимания, он, заходя в интернет, может стать источником опасности как для себя самого, так и для окружающих. Заразить свой компьютер вредоносной программой, попасться на «удочку» фишерам или другим мошенникам, занести свою машину в бот-нет — все это реальные угрозы, которые нельзя игнорировать. Практически в любой школе преподают основы безопасности жизнедеятельности, однако на этих занятиях ученики получают знания о том, как избегать опасностей реального мира, тогда как навыков отражения угроз мира виртуального курс ОБЖ не прививает.

В целях безопасности компьютерные классы учебных учреждений ограждаются от нежелательных сайтов. Лига безопасного интернета даже занялась созданием «белых списков» — сайтов, на которые точно могут заходить все пользователи и которые не содержат вредной информации. Таким образом, покинув стены школы, молодые люди, пользовавшиеся компьютерами в «тепличной среде», могут не знать, как избежать реальных угроз интернета.

Мнения.ру спросили экспертов, считают ли они необходимым ввести в школах курс «цифрового ОБЖ», или обучение детей правилам безопасного поведения в интернете не должно становиться задачей системы образования? 

Мнение высказывает Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей:

— Я думаю, вводить подобный предмет нужно в начальной школе, в как можно более ранних классах. Ведь сейчас дети начинают взаимодействовать с компьютерами довольно рано, причем происходить этом может как под присмотром родителей, так и в их отсутствии. Конечно же, какие-то вещи детям надо объяснять, даже совсем простые. Например: что такое пароль? Как его использовать, придумывать, запоминать? Чего лучше делать в сети, а чего лучше не делать? Подобные навыки безопасности нужны, но также необходимы и другие знания. Как искать информацию в интернете? Дети должны понимать, что интернет — это не браузер, не Яндекс, не «Вконтакте».

Такой предмет необходим, и чем раньше он вводится, тем лучше. Классу к шестому уже поздняк метаться: у человека уже есть свой опыт, он уже совершил ряд ошибок, попал в какие-то неприятные ситуации. Конечно, с родителей никто ответственности не снимает, но в данном случае вместо того, чтобы заниматься всякими глупыми исследованиями, закрытием сайтов и введением «черных списков», заняться образованием детей в школе было бы гораздо лучше. 




1

Комментарии
(0)
cтатьи по теме
20.07.2017
Госдума одобрила во II чтении законопроект о запрете анонимайзеров
839 0
-3
19.07.2017
Опасный Android-банкер
799 0
3
25.01.2017
Иностранцам поставят заслон в IT-индустрии
1883 0
-2
26.01.2017
Минкомсвязи хочет запретить госструктурам обновлять свой иностранный софт
2298 0
0
24.01.2017
За кибератаки на госорганы может грозить до 10 лет
1465 0
1
16.01.2017
Госорганы поставили на счетчик
1778 0
(Нет голосов)
16.01.2017
Роскомнадзор изменит технологию блокировки сайтов
962 0
-2
13.01.2017
Минэкономразвития снимет резервную копию рунета
911 0
-2
28.12.2016
Зацепинг приравняли к самоубийству
1230 0
3
27.12.2016
Роскомнадзор обучит модераторов «ВКонтакте» выявлять группы смерти
1343 0
5
26.12.2016
Как медицина, образование и госуслуги перейдут в онлайн
944 0
0
20.12.2016
Киберворы атакуют
1052 0
1
#WORK_AREA##WORK_AREA#