Сети, в которые попадают наши дети, называются социальные

24
июн
Социальные сети в последнее время стали неотъемлемым атрибутом нашей жизни, особенно для молодых людей. Как отмечает доктор Гвен О’Киф, генеральный директор и шеф-редактор американского журнала «Педиатрия сегодня», социальные сети оказывают в основном положительное влияние на детей. Сегодня социальное пространство детей постоянно сокращается: у них уже нет мест и времени для такого уровня общения со сверстниками, какое было у их родителей. Социальные сети предоставляют им площадку для вполне комфортных контактов. Однако не все так гладко в датском королевстве. Многие молодые родители не видят никакого вреда от того, что их ребенок имеет страничку, например, в Одноклассниках или Вконтакте. О серьезности проблемы можно судить по результатам международного исследования «Дети ЕС Онлайн» (EU Kids Online). К нему присоединилась Россия, которая проводит собственное исследование «Дети России Онлайн». В Украине имеют место аналогичные процессы, а значит, эта информация будет актуальной и для нашей страны. Как показал обзор первых результатов, российские дети начинают пользоваться Интернетом позже, чем европейские. В среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет, в то время как в Европе средний возраст — 9 лет. Но при этом школьники в России пользуются Интернетом более активно и, к сожалению, с большим риском. Одним из факторов риска является то, что большинство российских детей пользуются Интернетом самостоятельно — в среднем около 80% детей по России выходят в сеть с отдельных компьютеров и через мобильные телефоны — то есть в ситуациях, когда родители их практически не контролируют. В то время как европейские дети чаще выходят в сеть с компьютера, находящегося в совместном пользовании членов семьи, или в школе. Другой настораживающий фактор — возрастание времени, проводимого онлайн. Более четверти детей проводят в сети от 7 до 14 часов в неделю — т.е. около одного-двух часов в день, каждый шестой ребенок — от 14 до 21 часа, каждый пятый — более 21 часа в неделю. Часть этих детей, в прямом смысле, «живет в Интернете», проводя онлайн по двое или трое суток в неделю. Какое уж тут чтение художественной литературы, если на домашние задания времени катастрофически не хватает. Более 80% российских подростков имеют профиль в социальной сети, у каждого шестого из них — более 100 друзей, 4% детей имеют более 300 друзей в социальной сети. Это говорит о том, что наши дети очень общительны — они знакомятся в Интернете и общаются с интернет-знакомыми почти так же часто, как и со знакомыми из реальной жизни. Половина детей знакомится в Интернете с новыми людьми и, что еще более рискованно, 40% детей впоследствии начинают лично встречаться с ними. «Разумеется, подрастающее поколение без ума от соцсетей, но редко представляет себе последствия чрезмерной открытости и гиперкоммуникативности. Гонка за количеством друзей, неразборчивость в контактах и сом нительная осведомленность о priva cy-настройках профилей, как и благие намерения, ведут прямиком в ад», — пишет Евгений Касперский, основатель компании «Лаборатория Касперского» . «Недавно был поражен данными OnGuard Online: 22% пользователей соцсетей от 16 до 24 лет вообще не знают людей, с которыми они „дружат“, — продолжает эксперт. — Нет никакой гарантии, что приватная информация из профилей и «стен» не попадет в «неправильные» руки. И помните, что киднэппинг и маньяки всего лишь вероятностная верхушка айсберга». Другой потенциальный риск слишком активного поведения в социальных сетях педиатры уже называют «Facebook-депрессией». Когда подростки 11—15 лет проводят почти все время в социальных сетях, у них возникают признаки классической депрессии, меняется режим питания и сна, наступают резкие перепады наст роения. Социальные сети практичес­ки заменили ребенку живое общение. Собственно, а зачем ему теперь выходить и общаться на улице, если проще написать в аську или отправить сообщение на стену. Плюс ко всему, ребенок теперь может заводить неограниченное количество друзей и общаться с ними. А последствия могут быть необратимыми — происходит переизбыток общения. У ребенка пропадает интерес к собеседнику. Сначала к одному, потом к другому. Потом он теряет интерес к жизни… Ко всему прочему, надо понимать, что сегодня почти все азартные игры переехали в приложения социальных сетей. Для оплаты используется внутренняя валюта социальной сети. Есть примеры, когда дети тратили реальные деньги родителей для поднятия себе рейтинга через СМС. Задумайтесь, может случиться так, что сами не заметите, как начнете отправлять СМС за золотые монеты в игре. Специалисты считают, что социальные сети должны разработать функции для предотвращения неконт ролируемой публикации детьми приватной информации. В частности, предлагается ввести пользовательские профили с ограниченной функциональностью, пре-/постмодерацию контента родителями, специальные privacy и security настройки. Обсуж дается идея создания детских профилей в качестве субпрофилей родителей. Сами родители могут использовать функцию контроля в системах internet security, чтобы давать детям доступ только к контролируемым профилям. Тот же доктор Гвен О’Киф советует родителям регистрироваться в «друзьях» у своих детей на разных социальных сервисах. Большинство из нас не позволяет детям готовить еду или водить машину, предварительно не показав или не обучив их. Точно также нужно поступать и с социальными сетями. Вовремя обучайте и показывайте их возможности своим детям. В России широкое распространение получил детский Интернет. Детские социальные сети — это единство медийной и маркетинговой функции, воплощенное в создании безопасной интернет-среды для детей, которая отвечает требованиям родителей и предоставляет детям инструменты для детского творчества и самовыражения, общения с друзьями, мультимедийный контент, доступный через любые привычные для детей каналы коммуникации. Например услуга «Детский Интернет» провайдера «Домофон» позволяет обеспечить безопасность ребенка в Интернете, пред­отвратить доступ к ресурсам, разжигающим национальную рознь, пропагандирующим насилие, распространяющим порнографическую информацию, содержащим нецензурную лексику и др. В первую очередь услуга предназначена для защиты детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые могут случайно натолкнуться в сети на «запрещенные» ресурсы, а не ищут их целенаправленно. Услуга построена по принципу «белый список» — доступ открыт только к сайтам, прошедшим предварительную экспертную оценку. Список содержит более чем 800 000 вручную проверенных сайтов русскоязычного сегмента Сети. Он постоянно пополняется и обновляется. Еще один способ решения проблемы — специальные программные средства «Один дома» и «Интернет-цензор». К настоящему времени проблема безопасности детей в Интернете стала глобально значимой. На современном этапе развития украинского общества должно появиться устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в Интернете — это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях — от семейного и муниципального до регионального и международного. В решении этой проблемы необходимо действовать сис­темно, используя не только правовые регуляторы, но и нормы обычаев и морали, а также технические и технологические возможности. Новым и самым эффективным механизмом решения этой проблемы может и должно стать формирование информационной культуры личности — родителей и детей, а также профессиональной информационной культуры журналистов и учителей.
#WORK_AREA##WORK_AREA#